Италия
Статьи
История Вероны
История Вероны: с чего все начиналось
Знаменательный таламус северо-восточных врат Италии обозначился на том фрагменте земли, где приток Адидже наладил два водных излома, правая часть которых вправе гордиться знаменитостями Вероны. Железнодорожный вокзал приютился за межой городского барбакана, невдалеке от прохода в Порт-Нуов, ведя любопытных посетителей по проспекту с таким же названием вдоль улицы Маццини, огибая проулок Капелло, чтобы оказаться возле дома Капулетти – несчастной возлюбленной Ромео. Стена дома Дульцинеи буквально насыщена подписями «желанных». Здесь невозможно потеряться, если возле «домашнего очага» влюбленных назначил встречу. Граффити, сердечки из жвачки, а также каменная симпатия юного Монтекки подтверждают вечную теорию любви.
«Водопад» из божественных площадей, замкнутых в единое целое причудливыми сводами, находит свое пристанище на эспланаде Арке-Скалиджере, у которой есть потенциал хвастаться готическими очельями царского дома Церкви Святой Анастасии (младшей) – великомученицы, окончившей в триста четвертом году свои дни на костре за праведные деяния и сострадание к узникам-христианам.
История Вероны: география города
Одна из семи провинций Венето, Верона, поднявшись над уровнем моря на семьдесят метров и уютно приткнувшись к подножию гор, появилась в четвертом – пятом веках до нашей эры, избежав участь декаданса других городов во время падения Римской империи из-за своей архитектурной привлекательности и ландшафтной красоты, заняв почетное место столицы царства Лангобардов и забрав себе преимущество строиться на солевом пути из Адриатического моря в «немецкие» земли, олицетворяя собой крупный коммерческий центр с характерной латинской планировкой.
Получив статус римских подданных, город приобрел индигенат перепутья экспертных дорог, пропустив через себя пешие артерии Виа-Августа, Виа-Галлика и Виа-Постумия, удерживавших в «памяти» процессии римских легионеров на протяжении многих веков. Из миниатюрных селений римлянам посчастливилось создать такие архитектурные памятники искусства, что их красота и грация удивляют сотни тысяч туристов по сей день. Третий век нашей эры запомнился городу, как вынужденная база и оборонительное сооружение против жестоких варваров. Минерными гарнизонами великих полководцев Гнея Помпея и Юлия Цезаря руководил свободный гражданин Витрувий, по образованию и призванию архитектор, индивидуально занимающийся разработкой и конструированием стержневых машин для метания камней и других вспомогательных сооружений, предназначенных для нейтрализации или консолидации фортификационных сооружений. Его стараниями были изобретены и материализованы знаменитые проекты – мартирий в Фано (третьем по значимости городе итальянского леванта Марке после Анконы и Пезаро), а также римский водопровод. Позже, заимствовав у него волновые орнаменты, Леон Баттиста Альберти – флорентийский архитектор, гуманист и писатель дал основу зодческой теории Ренессанса.
История Вероны в двенадцатом веке
Придя к городскому суверенитету в одна тысяча сто седьмом году, Верона, вместе с другими итальянскими городами, представляла из себя смесь различных содружеств рыцарских коммун, купеческих ассоциаций, разнообразных товариществ обоюдной помощи по территориальному или другому какому-принципу, невольно становясь марионеткой в руках финансовых фракций. В обстановке затяжной политической нестабильности Верона первая, начиная с тринадцатого века, встала на путь княжества. Занимаясь в основном сукноделием, ремесленная номархия позволила кровожадному деспоту и тирану Эдцелино да Романо, чувствовавшему поддержку императора Фридриха второго, чинить злодеяния и расправы над мирными жителями, подмяв под себя Падую, Тревизо, Виченцу, Беллуно и Верчелли. Нисколько не заботясь о своей репутации, самодержец с молоком матери уверовал о своем зачатии от семени дьявола. Долгие годы, муссируя свою власть над итальянскими городами, так и не примирившись с церковными канонами, в одна тысяча двести пятьдесят девятом году на реке Адда, свирепый и безбожный диктатор потерпел окончательное поражение, скончавшись от ран и потеряв в ранних боях сначала Падую, а позже преданность бывших союзников. Его место в новой синьории Вероне занял народный капитан и принципал альянса купцов и ремесленников Мастино дела Скалла, срок правления, которого, оказался недолгим. Он погиб в нескольких шагах от своего дома от руки неизвестных и невольно передал бразды правления брату Альберто, власть и могущество которого помогли встать во главе коммуны. Провернув успешную комбинацию с женитьбой своих сыновей, Альберто подчинил своей воле остальные итальянские провинции, прочно укрепив династию и постепенно лишив общинные органы власти и авторитета.
История Вероны в четырнадцатом веке
С одна тысяча триста восьмого года веронскими жителями начал управлять человек с чудовищной энергией и тщеславием — третий сын Альберто по прозвищу большой пес. Талантливый, но грозный властитель так подчинил своей воле другие города, что стал воззванным лидером и ключевой мечтой всех гибеллинов Италии, прекратив, наконец, междоусобные войны и распри. Не выполнив и половину намеченных дел, Кангранде первый внезапно скончался в свои неполные тридцать семь лет, наевшись в удовольствие яблок в знойный летний день. Его приемниками стали племянники семьи дела Скала, отъявленные мерзавцы, Мастино и Альберто вторые. Их могущество оказалось столь великим, что объединило и обратило против себя ранее противоборствующие Флоренцию и Венецию, подкрепленные содружеством висконтцев, гонзагцев и жителей Виллы Д`Эсте. Беспечный Альберто дела Скалла навлек на веронских жителей новые беды, став узником Венеции, а неудачные оборонительные войны Мастино второго против венецианских войск привели к потере Брешии и Бергамо, Беллуно и Фельтре, Лукки и Пармы. Потеряв власть над кантабриями, принудительно довольствуясь малым, а именно областями Верона и Виченца, Мастино второй в припадке бешенства собственноручно убил своего родственника епископа Бартоломео дела Скала и уже до конца своих дней терзаемый муками совести старался никому не показывать открытым свое лицо. Участь его сыновей – Мастино, Кансиньорио и Паоло Альбоино тоже была не лучше.
История Вероны в шестнадцатом веке
После долгих трагических лет Верона в одна тысяча пятьсот шестнадцатом году на некоторое время получила ирреальную самостоятельность, чтобы с новыми силами в одна тысяча семьсот девяносто седьмом году восстать против Наполеона Бонапарта. Не обнаружив поддержки от износившийся Венеции правая часть города вошла в численность Ломбардо-Венецианского государства, а левая смирилась с господством Франции.
Современная история Вероны
Получив, наконец, статус современной и свободной Италии в одна тысяча восемьсот шестьдесят шестом году, Верона, чтобы не забыть уроки прошлого, на старинной, малахитовой, торговой площади Эрбе установила крылатого льва – эмблему венецианской республики, водрузив его на мраморный пьедестал. В эпоху общинных свобод площадь Эрбе обладала композициями политических пристанищ и только с появлением семьи Скалигеров ее статус определили рыночные прилавки с балдахинами. Город оранжевых черепичных крыш античных и современных построек поражает чистотой и грацией улочек и площадей. Кажется невероятным, что в великолепных домах, где каждый камень рассказывает об истории города, живут самые обыкновенные люди.
История Вероны: достопримечательности города
По ключевой хорде ристалища с юго-востока на юго-запад рассредоточились основные символистичные сооружения, а именно: рыночная колонна с гербом правителя города, покоящаяся на равнобедренном основании, с которой оглашались все вердикты и указы; мраморная беседка, долгое время выполняющая роль позорного столба, с причудливым названием «берлина»; жирандоль Мадонны Вероны, появившаяся при узурпаторе Кансирьорио, и, наконец, канефора святого Марка. Архитектурный компарсас юго-западной области площади интригует постройками эпохи возрождения – Домом Купцов, особняком Кристиани, отделанным фресками по сюжетам исторических новелл, башней Гарделло и дворцом Маффеи, созданными в стиле барокко, а также особняком Мадзанти, разукрашенным витиеватыми фресками руки самого Альберто Кавалли, бравшего уроки фасадных работ у Джулио Романо. Другая, не менее красивая и знаменитая площадь Синьории с элегантными постройками, покоится на меже Дворца коммуны.
Поднырнув под арку дела-Коста, вы столкнетесь с дольменом поэта и основоположника итальянского языка Данте Алигьери, изгнанного за политические взгляды из милой сердцу Флоренции, подивитесь на многоступенчатую, восьмидесяти трех метровую колокольню Торре-деи-Ламберти, избежавшую «смертную казнь» по причине присоединения к палафитам городских властей, и насладитесь благовестом двух основных колоколов Ренго и Марангона.
Устав бродить по площадям, вам захочется покоя и уединения, а именно обратить внимание на гробницы семьи Скалигеров украшенными изобилующими скульптурными композициями из жизни королей, воинов и святых, а в церкви Санта-Анастазиа притронуться к спинам каменных горбунов, вечно удерживавших чаши со святой водой, дабы получить от них «благословения» и немного удачи.